С приходом лета в Европе начался сезон мигрантов. Теперь основной поток идет из Ливии в Италию. Пересекая Средиземное море, многие из них тонут. Последняя трагедия разыгралась в субботу, когда затонула очередная лодка с беженцами. 35 человек пропали без вести. Всего же, по данным Международной организации по миграции, лишь за шесть месяцев этого года Средиземное море унесло жизни более чем 2 тысяч беженцев. При этом до Италии добрались под 100 тысяч.
Сейчас этот маршрут остался единственным для беженцев с того берега, ведь Балканские страны огородились заборами и поставили на границе военных. Один на один с потоком беженцев теперь осталась Италия. Причем соседняя с ней Австрия во вторник объявила, что выставляет на своей границе армию, чтобы остановить дальней шее продвижение нелегалов.
В Бреннеро летом не жарко. Ущелье! С двух сторон город закрывают Альпы, так же надежно они защищают Австрию и от потока мигрантов. По горам за границу не перебраться — все дороги идут через крохотную деревушку с магазинами для лыжников. Год назад владельцам одного из местных аутлетов сделали выгодное предложение — съехать и сдать в аренду помещение для военных. Навсегда. Австрия давно готовится вернуться к истокам. Самое известное фото отсюда. 1930 год.
Если бы не столбик, место не узнать — грани давно поглотил огромный аутлет. Да и «граница» — громко сказано: здесь был хлипкий шлагбаум, один патрульный. Чтобы оградиться от сотен тысяч мигрантов, в этот раз Австрии понадобится что-то серьезнее.
Угрожать Италии построить забор на месте столбика и послать на границу танки Австрия по традиции начинает всякий раз, когда синоптики обещают спокойное море. Это значит, что с ливийских берегов поплыли. Каждый день траффиканты выстреливают в сторону Италии десятком резиновых лодок. 9 тысяч человек приняла Италия на прошлой неделе, 8 на этой — абсолютный рекорд лета. Мигрантам, конечно, это не рассказывают, но согласно Дублинскому соглашению, где они на берег сошли, там и ждать вида на жительство — года два. И потому, конечно, разочарованные, из лагерей они сбегают и идут в сторону австрийской границы.
— Боятся австрийцы ваших мигрантов?
— Еще как! Зачем они нам сдались? Вот увидишь, скоро здесь будет граница. Европа лишь деньги посылает на содержание мигрантов, а сами мигранты им не нужны.
Деньги на содержание мигрантов Европа действительно посылает исправно: она готова на все, лишь бы Италия продолжала сгружать всех спасенных в Средиземном море у себя — на Сицилии, в Калабрии. На прошлой неделе военные высадили 100 человек даже в Тоскане — корабль после пары операций был битком. И южные порты тоже.
Баланс — важное слово, в Брюсселе его часто употребляют. Теоретически задумывалось, что каждая страна в Европе должна делать свой вклад в дело решения миграционного кризиса. Практически же есть в Евросоюзе страны, которые ни про какие квоты слышать не хотят даже под угрозой санкций, более того, на этой неделе Мальта, Испания, Франция отказались открыть свои порты для кораблей с беженцами. Именно потому Италия продолжает стонать в Средиземноморье в одиночку.
В Европарламенте тишина: 30 из 750 депутатов пришли послушать премьера Мальты. Тема та самая — мигранты. Жан-Клод Юнкер на время даже утратил свое чувство юмора: «Это посмешище. Спасибо всем, кто-таки смог добраться до зала заседаний, но то, что в зале присутствует около 30 парламентариев, это несерьезно».
В Италии тем временем пытаются понять, куда селить всех приплывших. Во избежание скандала в переполненные центры перестали пускать журналистов. Если бы не телефон лидера Лиги Севера Маттео Сальвини, наверное никто и не увидел крупнейшей в стране военной казармы в Мессине, 2800 мест: теперь здесь беженцы. Знаменитый набор — две смены белья, футболки, шампунь, зубная паста.
Еще одно видео из телефона Сальвини: центральная площадь города Прато, мигранты протестуют, перекрыли улицы — им не нравится, что в 8 часов вечера они должны вернуться на перекличку. «Нас посадили в тюрьму, а мы плыли в Европу!»
Прато еще повезло — по распределительной системе, разработанной в МВД Италии, городу досталось 100 мигрантов. Флоренции — 2000.
[СИНХРОН: мэр Флоренции Дарио Нарделла 04 08]
— Вы сказали, что боитесь, что квоту вам могут повысить. Сколько максимум может принять Флоренция? 2 тысячи это уже многовато?
— Чтобы принять еще немножко, мы, наверное, сможем поднатужиться, — говорит мэр Флоренции Дарио Нарделла. — Я считаю, что распределение мигрантов нужно делать с умом. Флоренция всегда была гостеприимным городом, но есть же лимиты, в том числе и экономические. Если вдруг начнется социальное напряжение?
Напряжение уже давно началось. И чем ближе к границам, тем напряжение. Австрийская пока держится. Швейцария сообщает: развернули в Италию около 4 тысяч с начала года. Участились прорывы в район итальянского Ветимилья, направление Франция: считается, что только там самые высокие шансы сбежать из гостеприимной Италии.